Урегулирование и разрешение налоговых споров

Урегулирование и разрешение налоговых споров

Определение категорий и понятий

Юридически не предусмотрена концепция определения разногласий или споров по поводу налогов. Под этим термином понимаются разногласия, касающиеся понимания или толкования прав и обязанностей сторон в налоговых отношениях, а также споры о законности действий, применяемых при сборе обязательных платежей (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации. Российская Федерация).

Как обжаловать решения и действия налоговых органов в суде ?

Сюжеты делятся на

  • общественные (структуры ФНС или таможни)
  • и физические лица, которые намереваются платить налоги, пошлины, лица и (фискальные) агенты).

Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: юридические отчеты о компенсациях и обязательных платежах (сбор, определение), проведение контроля, обращение к заключениям, полученным в ходе налоговых проверок, действия уполномоченных лиц (должностных лиц) с возможность привлечения их к ответственности за налоговые правонарушения (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146).

Как суды рассматривают налоговые споры ?

Участниками (субъектами) налоговых отношений являются (статья 9 Налогового кодекса Российской Федерации):

  • компании и граждане, признанные законом агентами;
  • структура федеральной налоговой службы;
  • таможенные объекты.
  • граждане и компании, юридически признанные плательщиками сборов или обязательных платежей в бюджет, налогов;

Эти субъекты выступают в отношениях как участники или инициаторы конфликтов, связанных с обязательными платежами в бюджет.

Несогласие с учетом обязательств и прав участников отношений (граждан, организаций) в отношении решений государственных органов / уполномоченных лиц в случае их несоответствия (предполагаемому) закону (ст. 46, ст. 198 ГПК РФ) часто предмет споров).

Права и обязанности плательщиков, которые часто являются предметом споров, отражены в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами в правоотношениях происходит не только в отношении соблюдения и правильности их обязанностей или прав. Причины — претензии к законности актов о платежах и налогах в бюджет и других положений, их связь с (нормативными) документами, имеющими большее юридическое значение.

Арбитражная практика по налоговым спорам

Арбитражная практика в налоговых спорах решает совсем другие задачи. Для юристов не секрет, что в налоговом кодексе есть пробелы и недочеты. Это говорит о том, что вся налоговая система в России еще не полностью сформирована и не отвечает некоторым целям и задачам.

Случаи нарушения налогового законодательства

Налоговые споры с участием государственных органов в составе арбитража зачастую непредсказуемы. Поэтому необходимо хорошо изучить арбитражную практику в налоговых спорах.

Есть много самых распространенных дел о налоговых нарушениях, по которым вы обращаетесь в суд.

Согласно анализу практики арбитражных разбирательств, 5-6 лет назад обычным делом были следующие ситуации:

  • ситуации, связанные с экономической целесообразностью затрат по единому социальному налогу;
  • ситуации, касающиеся срока давности по взысканию пеней и налогов.
  • ситуации, связанные с получением налогоплательщиком вычетов по НДС;

А статистика прошлых лет говорит о том, что очень часто в судах рассматриваются следующие дела:

  • ситуации, связанные с экономической целесообразностью взимания корпоративного подоходного налога;
  • ситуации по применению ЕНВД.
  • ситуации, связанные с экономической целесообразностью начисления налога на доходы физических лиц;

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривать ту или иную проблему во взаимоотношениях сторон, налоговые конфликты делятся на возникшие по инициативе:

  • платить платежи или обязательные бюджетные сборы, агенты;
  • таможенные учреждения или ФНС.

По признаку (предмету) различают виды споров:

  • об обязательствах, о правах субъектов налоговых отношений (оспаривается);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

В зависимости от начисленных сумм конфликты делятся на конфликты, связанные с:

  • прямые отчисления, их расчет и выплаты;
  • косвенные платежи, их расчет и перечисление.

Предметом требований может быть заявление о:

  • несогласие с отказом надзорного органа в возврате перечисленных сверхнормативных сумм;
  • признание (по результатам проверки) неправомерными действиями Федеральной налоговой службы;
  • начисление процентов за просрочку перечисления денежных средств с баланса.
  • обеспечение мер;
  • признание работы контрольной структуры несовместимой с законом;

По способу разрешения ситуации они делятся на:

  • подлежат судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • разрешено в административном порядке (досудебное производство.

Почему не стоит заниматься налоговым арбитражем самостоятельно?

  • Не переоценивайте своих сотрудников

    Мы уверены, что вашим сотрудникам есть чем заняться, кроме прохождения проверок и выяснения отношений с налоговыми органами. Дополнительная нагрузка не только повлияет на качество их основной работы, из-за нехватки времени, а иногда и отсутствия необходимых знаний, ваши сотрудники будут испытывать стресс от взаимодействия с налоговыми органами и будут нуждаться в профессиональной поддержке.

    Между тем, предоставляя профессиональные услуги по поддержке проверок и обжалованию решений налоговых органов, мы ставим под угрозу не только нашу репутацию, но и свои доходы, поэтому мы очень заинтересованы в положительном результате. Важно понимать, что налоговые поверенные — это не просто юристы. Сопровождение выездных и налоговых проверок, налоговых споров требует специальных знаний и узкой специализации, поскольку характер спора и стратегия защиты основаны на сочетании экономической сущности сделки, налогового процессуального права и арбитража. Кроме того, чем разнообразнее опыт налогового юриста, тем больше шансов на победу. Часто бывает необходимо восстановить бухгалтерию для подготовки к прохождению аудита, либо помощь квалифицированных бухгалтеров, аудиторов, и здесь у нас есть необходимые человеческие ресурсы для успешного выполнения таких проектов.

  • легко напортачить — потом сложнее исправить

    Налоговая служба любит «цепляться» за мелочи, проводить различные расследования и так далее, чтобы отсрочить рассмотрение дела или найти дополнительные источники дополнительной нагрузки. Специалиста, не знающего всех тонкостей, легко запутать, заставить его последовать совету инспектора, преследующего свою цель — взимать как можно больше дополнительных гонораров. У нас было много случаев, когда мы отговаривали клиентов выполнять незначительные и даже незаконные налоговые требования, тем самым экономя время и деньги за счет сокращения времени на проведение аудита. Здесь важна мера, и чтобы предоставить больше документов, связывание связей не значит лучше и, как говорится, может быть использовано против вас. Готовим любой документ, требуемый инспекцией ФНС, любые разъяснения с точки зрения положительного влияния на результат.

  • Оставайтесь в хороших отношениях с налоговым инспектором

    Наверняка ваш бухгалтер часто общается с налоговой по вопросам бизнеса и ему важно поддерживать хорошие отношения с инспекцией. Передав решение этой проблемы третьей стороне, вы позволите своим сотрудникам избежать потенциального налогового спора.

Мероприятия Налоговый контроль: кейсы для руководителей и бухгалтеров 19 августа 2021 г. 11:00

Расходы на ремонт

Еще одно историческое решение было принято Верховным судом в феврале по делу Metran Industrial Group (№ A76-8895 / 2019). Эта организация арендовала нежилые помещения и вложила средства в их восстановление: отремонтировали шахту лифта, обновили вентиляцию, сантехнику, освещение, отопление, поменяли окна и отделку. Арендодатель согласился на изменения, но никак не компенсировал их. Налоговые органы расценили это как «подарок» арендодателю и запретили амортизацию стоимости ремонта. По НДС и подоходному налогу это составило около 18,7 миллиона долларов.

VS согласовала с налоговой администрацией, что, как правило, расходы в виде остаточной стоимости неотделимых улучшений не подлежат единовременному списанию при возврате, а НДС, ранее удержанный арендатором, подлежит возмещению. С другой стороны, судьи указали исключения из этого правила, когда остаточная стоимость может быть учтена в составе расходов, а НДС не подлежит уплате.

Включение «недооцененной» части имущества в налог на прибыль возможно, если арендатор докажет, что:

  • у налогоплательщика было намерение и возможность возмещения затрат за счет использования арендованного имущества в течение срока аренды;

  • у налогоплательщика возникла разумная и экономически обоснованная необходимость расторгнуть договор аренды до истечения срока полезного использования улучшений, в том числе в связи с объективным изменением условий эксплуатации.

  • улучшения и расходы на них были необходимы для бизнеса налогоплательщика;

Верховный суд занял довольно консервативную и жесткую позицию по этому делу, исходя из презумпции недобросовестности налогоплательщиков. В то же время определение VS дает четкий и понятный алгоритм опровержения недобросовестности. Таким образом, Верховный суд повысил определенность в вопросе налогообложения таких сделок, чего не хватало в контексте неоднородной арбитражной практики. Но это не решает полностью проблему, потому что критерии, которые предлагают оценить Вооруженные силы, во многом субъективны.

Судебное рассмотрение конфликтов

Заинтересованное лицо (организация, частный предприниматель) вправе подать жалобу в суд о признании незаконных действий или наличия бездействия уполномоченных лиц, правовых актов (полностью или частично). Срок подачи заявления — 3 месяца (ст. 198 АПК).

Форма и содержание заявки определяются АПК (статья 199), при этом заявитель может изменить заявку (основание, размер заявки), подав дополнительное заявление, а само заявление подается в отделении ФНС.

Процесс начинается после того, как уполномоченный орган принял заявку.

Налоговый орган может подать претензию в течение 60 дней после просрочки платежа или обязательных бюджетных санкций, и могут возникнуть вопросы о:

  • удерживать доход, полученный от незаконных действий;
  • закрытие организации;
  • проверка недействительности операции.
  • оплата штрафов, связанных с административными правонарушениями;

Важно! Ответчик может признать все или часть полученных требований. Вы можете подать встречный иск в налоговой структуре (статья 132 ЗПК).

Налоговая реконструкция

Еще одно уточнение касается вопроса финансовой реконструкции. Это когда налогоплательщик, использовавший схемы уклонения от уплаты налогов, платит в бюджет столько, сколько добросовестный человек заплатил бы в такой же ситуации.

С момента появления искусства. 54.1 ТУИР в 2017 году налоговая служба высказалась против «бюджетной реконструкции». В нем были выставлены дополнительные «штрафные» обвинения, зачастую превышающие размер обязательств добросовестного лица в той же ситуации. Верховный суд с этим не согласился и неоднократно подчеркивал недопустимость поверхностного подхода при рассмотрении таких дел.

Поэтому ФНС пришлось скорректировать свою позицию. Теперь налоговые органы используют метод расчета и выясняют, сколько налога компания не уплатила в бюджет, и взимают дополнительный налог не более этой суммы. И если налогоплательщик не проявил усмотрения, но, тем не менее, понес реальные затраты по сделке, а расходы и удержания можно рассчитать на основании документов реального исполнителя сделки, то возможна налоговая реконструкция.

При этом ведомство, как обычно, поставило условия подачи заявки на реконструкцию — поставило ее в зависимость от добросовестности должника.

Подход налоговой администрации к налоговой реконструкции вскоре был одобрен Верховным судом. Спустя два месяца совнархоз обратился к практике применения ст. 54.1 ТУИР и представил новые разъяснения по этому поводу.

В майском решении по делу ООО «Фирма Мэри» (№ А76-46624 / 2019) военные поддержали государство. Судьи совнархоза пришли к выводу, что компания сама организовала режим уклонения от уплаты налогов и не помогла разобраться в реальности проводимых операций ни во время проверки, ни в ходе дальнейшего судебного разбирательства. В таких условиях организация не имеет права на «фискальную реконструкцию», — отметил В.С. Судьи признали правильным дополнительное обеспечение более 92 миллионов рублей налогами «Дитта» Мария».

Предполагаемый метод уплаты налогов должен быть доступен тем налогоплательщикам, которые участвовали в схеме, но не документировали транзакции, отметила Sun. Это происходит чаще, если компания не участвовала в схеме уклонения от уплаты налогов и не извлекала выгоду из нее сам, но выбрал не того партнера и не проявил должной осмотрительности. Право на вычет фактически понесенных расходов по определению налога на прибыль также принадлежит тем компаниям, которые способствовали сокращению убытков казны и раскрыли информацию и документы, позволяющие идентифицировать эффективного подрядчика по контракту, обложить его налогом а затем вывести операции из «теневого» оборота.

Существует безупречная, но относительно последовательная система критериев оценки налоговых льгот, которая, возможно, впервые была унифицирована между Федеральной налоговой службой и Верховным судом. Налоговые органы и нижестоящие суды уже начали применять соответствующие подходы в своей работе.

Еще больше налоговых споров мы рассмотрим на нашем бесплатном вебинаре 26 августа. Регистрация .

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года в законодательном порядке применяется досудебный вариант разрешения споров между участниками налоговых отношений (налогоплательщиком, налоговым органом, агентом) (статья 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры подача жалобы в судебный орган не допускается (ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Законодательно предусмотрен административный способ рассмотрения жалоб в случае несогласия с документами, полученными в результате проверок Федеральной налоговой службы. Принятые решения касаются налоговых преступлений, их ответственности.

Выводы инспекционных структур ненормативного характера (например, о запрете операций по счетам, об отказе в возврате НДС) могут быть обжалованы в суде при отсутствии предварительной административной проверки. Допускается возможность подачи жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без проведения расследования допускается подача жалобы в суд на следующие документы, выданные налоговыми органами:

  • отказы (в использовании вычетов; в перечислении / возмещении излишне уплаченной (взысканной) суммы);
  • решения (о наложении ареста на имущество организации; о запрете размещения (операций) на банковских счетах).

Изменения не коснулись порядка подачи жалоб в связи с обжалованием ряда действий или бездействия должностных лиц структур ФНС (ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся порядка подачи жалоб в связи с правовыми (ненормативными) актами, действиями уполномоченных лиц налоговых структур, определены в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 101, ст. 139–141).

Апелляция должна быть подана в орган, вынесший оспариваемое решение, до дня вступления в силу акта с оспариваемой оговоркой. Несоблюдение срока исключает возможность обращения за разрешением конфликта. Учреждение, получившее жалобу, обязано перенаправить материалы в вышестоящий орган в течение 3 дней с момента получения заявления.

В результате изучения полученных данных спорным решением может быть:

  • частично или полностью изменены или удалены;
  • отменен, но принято новое решение;
  • отменен и производство закрыто.
  • оставить без изменений, значит, жалоба не удовлетворена;

Если в течение установленного законом срока результаты проверки не были обжалованы, запрос может быть перенаправлен в вышестоящий налоговый орган. Срок отправки — 12 месяцев со дня принятия оспариваемого решения (статья 101, статья 139 Налогового кодекса Российской Федерации). Решение готовится в течение 30 дней с момента получения заявки, при необходимости срок продлевается (на 15 дней). Результат сообщается плательщику в письменной форме.

Для подачи жалобы нет юридической формы, но необходимо соблюдать некоторые требования, в том числе:

  • в виде доказательств допускается приложить документы по спорному вопросу, прецеденты арбитражной практики, объяснения Минфина РФ, подтверждающие обоснованность иска;
  • желательно указать подробные контактные данные заявителя (почтовый и электронный адрес, номера телефонов);
  • жалоба от организации должна быть подписана руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на совершение определенных действий, к жалобе прилагается нотариальная доверенность на представительство.
  • заявления должны быть четко аргументированы и сформулированы;

Судебный порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц

После того, как предварительные процедуры разрешения налоговых споров исчерпаны, граждане, организации и другие лица имеют право обратиться в суд для защиты своих законных прав и интересов.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и соответствующим процессуальным законодательством законодательства РФ (п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Апелляция в арбитражный суд в соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подается в форме:

  • декларации — в делах, вытекающих из административных и иных общественных отношений, в случае несостоятельности (банкротства), в особом производстве, в судебном порядке и в иных случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;
  • жалобы — при обращении в арбитраж апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
  • исковое заявление — по хозяйственным спорам и другим делам, возникающим из гражданско-правовых отношений;

Производство в арбитражном суде первой инстанции

Дела об обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом в порядке с общими правилами рассмотрения жалоб, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с характеристиками, установленными главой 24 СПС РФ.

Производство по делам об обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, подавшего заявление в арбитражный суд с ходатайством о судебном разбирательстве признания недействительными ненормативных актов либо признания незаконными решений и действий (бездействия) этих органов и лиц (п. 2 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и неправомерных действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если они считают, что ненормативный правовой акт оспаривается, решение и действие (бездействие):

  • незаконно возлагать на них какие-либо обязательства;
  • создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • не соблюдать закон или иной нормативный акт и нарушать свои законные права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданин или организация узнают о нарушении их законных прав и интересов, если иное не предусмотрено федеральным законом. Несоблюдение срока подачи заявления по уважительной причине может быть восстановлено судьей (п. 4 ст. 198 ГПК РФ).

Дела об обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей только в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего запроса в арбитражный суд, в том числе срок на подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления суда, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда, максимум до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным количеством участников в арбитражный процесс (ст. 1 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц принимает арбитражный суд по правилам, установленным главой 20 Арбитражного кодекса Российской Федерации.

Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов

Не вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции (статья 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение третейского суда первой инстанции, вступившее в силу, независимо от того, подлежало ли это решение пересмотру в апелляционном третейском суде или если апелляционный третейский суд отказался восстановить утраченный срок для обжалования, и решение арбитражного суда апелляционное заявление может быть обжаловано полностью или частично в кассационном порядке или частично, за исключением случаев, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу постановления, решения или постановления оспариваемого арбитража, если иное не предусмотрено (статья 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 части 1 статьи 308 АПК РФ, могут быть рассмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле и другие лица, указанные в статье 42 ЗПК РФ.

Налоговая оговорка

В споре между ОАО «Фармамед» и ООО «Нижфарм» (№ А40-198919 / 2019) Экономический совет Вооруженных сил разрешил взыскать с продавца долга 1,8 млрд руб., Образовавшегося в результате дальнейшего налогообложения.

Фармамед продал свой эксклюзивный товарный знак Нижфарму через сеть иностранных компаний за € 131 млн. Налоговый инспектор установил, что включение иностранных компаний в сделку было направлено на избежание уплаты подоходного налога, и взыскал дополнительные расходы. При этом договор сторон требовал уплаты всех налогов с покупателя. Но это не помогло «Фармамеду» оспорить дополнительное положение, поэтому он решил отсудить эквивалентную сумму у своего коллеги. 

Две инстанции договорились о взыскании с продавца задолженности, образовавшейся из-за уплаты налога. Но Суд по интеллектуальным правам с этим не согласен. Верховный суд объяснил это смоделированным характером сделок. Судья также установил, что продавец участвовал в создании режима уклонения от уплаты налогов, поэтому дополнительный сбор не следует рассматривать как существенное обстоятельство, влияющее на цену.

Судьи Верховного суда пришли к выводу, что недействителен только предмет сделки — ведь в купле-продаже участвовали российские компании. Ценовое условие и порядок его формирования должны оставаться в силе между реальными контрагентами. Суд подтвердил, что налоговые оговорки могут оставаться в силе в случаях, когда их действие связано с последствиями уклонения от уплаты налогов.

Примеры документов

Пример решения об отмене решения, ранее принятого налоговым органом PDF, 1,14 МБ Пример решения по апелляции PDF, 2,38 МБ

Источники

  • https://www.audar-urist.ru/articles/80/sudebnaja-praktika-po-nalogovym-sporam
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/517887/
  • https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/jud_settlement/
  • https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/trial/
  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/nalogovye-spory/

[свернуть]
READ  Трудовой кодекс и правила оформления работы сотрудников в выходные и праздничные дни