Выплата дохода иностранной организации и её сертификат налогового резидентства: письмо ФНС от 20

Общий подход и условия для пониженных ставок

Письмо ФНС от 20 февраля 2021 г. ШЮ-4-13 / 2243 выпущен с целью разработки единых подходов к формированию доказательной базы в отношении налоговых расчетов (информации) о суммах доходов, выплаченных иностранным компаниям, и налогов, удерживаемых инспекторами в рамках проверок налог.

Дело в том, что часто по результатам проверок выдвигается гипотеза о незаконном использовании налогоплательщиками в качестве налоговых агентов льгот, предусмотренных международными соглашениями по избежанию двойного налогообложения (далее — ДНН) при выплате доходов иностранным компаниям.

Большинство ДИДН предоставляют налоговые льготы для определенных видов доходов, полученных лицами с постоянным местом жительства в Договаривающемся Государстве из источников в Российской Федерации.

В случае, если налоговый агент уплачивает иностранный корпоративный доход, который, согласно ДИДН, облагается налогом в Российской Федерации по сниженным ставкам, он рассчитывает и удерживает сумму налога по соответствующим сниженным ставкам (п. 3 ст. Налоговый кодекс РФ).

Обязательным условием является представление иностранной организацией налоговому агенту справок, предусмотренных п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ. Это означает:

  • что эта иностранная компания имеет постоянную штаб-квартиру в государстве, с которым у Российской Федерации есть налоговое соглашение. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (если оно составлено на иностранном языке, для налогового агента должен быть предоставлен перевод на русский язык);
  • что предприятие действительно имеет право на получение соответствующего дохода.

В противном случае налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога по общим ставкам Налогового кодекса Российской Федерации.

Подраздел 3.3 раздела 3

Фактическое право на доход, выплачиваемый иностранной организации, может иметь не она, а кто-то другой — юридическое или физическое лицо. Если есть информация об этом, укажите это в п. 3.3 раздела 3 расчета налога. Для каждого такого дохода заполните отдельный подраздел 3.3 раздела 3 расчета.

Серийный номер дохода

В строке 010 пункта 3.2 пункта 3 указать прогрессивное число, отнесенное к доходу. В строке 040 пункта 3.2 пункта 3 указывается размер дохода.

Код Face ID

Введите в это поле код лица, имеющего право на фактический доход:

  • 1 — юридическое лицо — резидент России, доход освобожден от налогообложения;
  • 2 — физическое лицо, проживающее в России;
  • 3 — юридическое лицо — нерезидент России;
  • 4 — физическое лицо — не резидент России;
  • 5 — иностранная структура без учреждения юридического лица.

Для иностранных организаций признаки резидента указаны в статье 246.2, а для физических лиц — в статье 207 Налогового кодекса РФ. См. Также рекомендацию Как определить статус (резидент или нерезидент) для целей подоходного налога с физических лиц.

Номер и дата сообщения

Если резидент России имеет право на получение дохода, выплачиваемого иностранной организации, направить сообщение об этом в инспекцию по месту регистрации налогового агента (п. 1 п. 4 ст. 7 Налогового кодекса РФ). Русский). Форма сообщения и порядок его составления приведены в письме ФНС России от 20 апреля 2015 г. GD-4-3 / 6713. Укажите дату и номер сообщения в соответствии со строками 030 и 040 подраздела 3.3 раздела 3.

Если сообщение было отправлено, строки 050–300 этого подраздела можно оставить пустыми. Ставим в них черточки. Если сообщение не отправлено, укажите в этих строках информацию о фактическом получателе дохода — юридическом или физическом лице.

Информация о юридическом лице

В строках 080–140 указывается информация об иностранной организации или структуре, не являющейся юридическим лицом, которая фактически имеет право на получение дохода. Если бенефициарным владельцем дохода является физическое лицо, вставьте тире в эти строки.

Информация о физическом лице

В строках 150–300 введите информацию о человеке, который фактически имеет право на получение дохода, выплачиваемого иностранной организации. Если бенефициарным владельцем дохода является юридическое лицо или другая иностранная структура, не являющаяся юридическим лицом, вставьте тире в эти строки.

Титульный лист

На титульном листе укажите общие сведения об организации — налоговом агенте.

ИНН и КПП

Вверху листа укажите ИНН и КПП организации. Получите ИНН и КПП из регистрационного уведомления, выданного инспекцией ФНС России при регистрации. Заполните ячейки, зарезервированные для ИНН, начиная с первой ячейки. В оставшихся пустых ячейках поставьте прочерки.

Если расчет подает крупнейший налогоплательщик, укажите пункт пропуска, назначенный межрегиональной или межрайонной инспекцией (п. 5 приложения к приказу Минфина России от 11 июля 2005 г. № 85н). Возьмите это из уведомления о регистрации как основной участник.

Номер настройки

Заполнение этого поля зависит от типа расчета, отправленного организацией. Если это обычный (первый) расчет за период, введите «0–» в поле «Номер корректировки». Другой вопрос, если организация уже прошла расчет за прошедший период, но желает скорректировать некоторую информацию, содержащуюся в нем. В этом случае запишите серийный номер исправления (например, «1-», если это первое уточнение, «2-» для второго уточнения и т.д.).

Налоговый период (декларация

В строке «Налоговый период (декларация) (код)» укажите код периода, за который представлен расчет. Расчет производится за отчетный (налоговый) период, в котором налоговый агент фактически осуществил выплату доходов иностранным организациям (п. 1 ст. 310 Налогового кодекса РФ). Налоговые агенты, которые ежеквартально и ежемесячно отчитываются по налогу на прибыль, заполняют поле «Отчетный период (налог)» несколькими способами. Например:

  • код 21 — за первый квартал;
  • код 34 — на год с ежеквартальным представлением;
  • код 37 — за три месяца вперед;
  • код 46 — на год при ежемесячной подаче.

Все коды для этого поля приведены в Приложении 1 к порядку, утвержденному приказом ФНС России от 2 марта 2016 г. ММВ-7-3 / 115.

В строке «Финансовый год» укажите год, для которого отправляется расчет. Допустим, мы представляем расчет налога за первый квартал 2016 года в 2016 году. Так что напишите здесь «2016».

Подается в налоговый орган

Подайте налоговый расчет в инспекцию по головному офису организации. Если организация классифицируется как крупнейшая, подать расчет в инспекцию по месту регистрации в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ). В строке «Отправлено в налоговый орган…» введите код проверки. В одном из документов, выданных ФНС России, указано:

  • уведомление о регистрации;
  • уведомление о постановке на учет в качестве крупного налогоплательщика.

В строке «в (бухгалтерском) местоположении (коде)» введите код, в зависимости от того, кому организация отправляет расчет. Так, например, предоставьте код:

  • 214 — в случае кузова обыкновенного;
  • 213 — если это крупнейший налогоплательщик;
  • 245 — в случае постоянного представительства иностранной организации;
  • 335 — если это обособленное подразделение иностранной организации в России.

Коды этой строки приведены в Приложении 1 к порядку, утвержденному приказом ФНС России от 2 марта 2016 г. ММВ-7-3 / 115.

Название организации

В строке «Полное наименование организации» укажите наименование юридического лица точно так, как это прописано в учредительных документах. Если он записан в латинской транскрипции, введите его. Введите заглавные буквы имени в ячейки поля, начиная с левого края. Ставьте тире в оставшиеся пустые ячейки.

Реорганизация или ликвидация

Заполняйте строки «Форма (код) реорганизации (ликвидации)» и «ИНН / КПП реорганизуемой организации» только в том случае, если вы подаете расчет для реорганизованной организации. В остальных случаях здесь ставьте тире. Если реорганизованная организация не представила расчет за последний год до даты аннулирования, правопреемник направляет его в свою налоговую инспекцию.

На титульном листе поселения реорганизуемой организации указать:

  • в поле «по месту (бухгалтерского учета)» — код «215» (по месту правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком) или «216» (по месту регистрации правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком) налогоплательщик); 0 — до ликвидации;
  • вверху титульного листа — ИНН и КПП правопреемной организации;
  • в полях «Полное наименование организации», «ИНН / КПП реорганизуемой организации» — наименование, ИНН и КПП реорганизуемой организации.

В поле «Форма взыскания (ликвидации) (код)» укажите код, например:

  • 0 — до ликвидации;
  • 1 — при реорганизации в форме преобразования;
  • 2 — при реорганизации в форме слияния.

Это предусмотрено п. 2.5 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 2 марта 2016 г. ММВ-7-3 / 115. Коды форм реорганизации и ликвидации указаны в Приложении 1 к настоящему Порядку.

Телефон

В строке «Контактный телефон» укажите номер мобильного или стационарного телефона бухгалтера или налогового представителя либо лица, составившего расчет.

Как определить иные доходы компаний-нерезидентов

Налоговое законодательство не уточняет состав прочих доходов организаций-нерезидентов, что создает определенную неоднозначность в случае платежей, которые сложно отнести к одной из категорий п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ.

В последние годы разъяснения налоговых органов и решения судов различных инстанций сформировали два основных судебных решения по данному вопросу:

Остальные доходы иностранных компаний

Обоснование

Доход, однородный, указанный в п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ

  • постановления СА Северо-Кавказского округа от 28 марта 2017 г. F08-1425 / 2017 по делу № А61-3420 / 2015, ФАС Северо-Западного округа от 4 июня 2012 г. A56-37086 / 2011,
  • определение ВС РФ от 07.09.2018 по делу № 309-KG18-6366, A50-16961 / 2017
  • письмо УМНС России в Москву от 05.06.2002 г. 26-12 / 25907

Любое вознаграждение, не отнесенное к предусмотренному п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ и не относящиеся к обычной деятельности (за исключением сделок с недвижимым имуществом)

  • письма Минфина России от 17 июля 2015 г. 03-08-05 / 41253, от 13 января 2015 г. 03-08-05 / 69442, г,
  • п.2 ст. 309 Налогового кодекса РФ,
  • постановление Федеральной антимонопольной службы по Московскому округу от 08.04.2010 г. KA-A40 / 3115-10 в кейсе № A40-115092 / 09-126-758
READ  Подоходный налог в 2021 году: что такое налог на доходы физических лиц

Из-за нечеткости формулировки термина «другой аналогичный доход» желательно проверить практику судебных разбирательств, чтобы избежать спора с налоговыми органами о законности налогообложения той или иной иностранной компании.

Подробнее о доходах, включенных в расчет, см. В материале «Налоговый агент по подоходному налогу при выплате дохода иностранной организации».

Состав расчета

В расчет входит:

  • титульная страница;
  • секция 1;
  • раздел 2;
  • см раздел 3 (подразделы 3.1, 3.2, 3.3).

Начните заполнение расчета с титульной страницы и подразделов 3.1, 3.2 и 3.3 раздела 3. Затем заполните раздел 2 и, наконец, раздел 1. Если нет данных для подраздела 3.3 раздела 3, не включайте их в расчет.

Пронумеруйте каждую страницу по порядку номерами в полях вверху. Например, первая страница (титульная страница) — «001», двенадцатая страница — «012».

Ответственность за непредставление

Ситуация: Каков риск несвоевременной подачи расчета налога на прибыль, уплаченного иностранным организациям, и удержания налогов?

За каждый непредставленный документ организация будет оштрафована на 200 рублей, а ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Налоговый расчет сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и удержанных налогов является необходимым документом для налогового контроля (абзац 4 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ). Если налоговый агент не представит его в установленный срок, налоговая инспекция вправе наложить на него штраф, предусмотренный частью 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Размер штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.

За это нарушение также предусмотрена административная ответственность. По запросу налоговой инспекции суд может оштрафовать должностных лиц организации (например, руководителя) в размере от 300 до 500 рублей. (П.1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Ответственность по статье 119 Налогового кодекса РФ в данной ситуации не применяется. Налоговая инспекция имеет право применить к организации санкции по данной статье только в том случае, если налоговая декларация была подана с опозданием. Расчет налога на прибыль, уплаченного иностранным организациям, не осуществляется декларацией (п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ).

Ситуация: Вправе ли инспекция наложить санкции на налогового агента, не представившего расчет доходов, выплачиваемых иностранным организациям? Доход освобожден от уплаты подоходного налога по международному соглашению (договору).

Да, ты имеешь право.

По результатам прошедшего (налогового) отчетного периода налоговый агент должен составить и представить в инспекцию расчет сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и удержанных налогов (п.4 ст. 310 НК РФ.). Подоходный налог удерживается и перечисляется в бюджет с каждой выплаты (п. 1 ст. 310 Налогового кодекса РФ).

Исключение составляют случаи, когда организация освобождается от налога у источника выплаты. Они перечислены в пункте 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако освобождение от уплаты налога не снимает с организации статуса налогового агента. То есть даже в этих случаях он обязан предоставить в инспекцию необходимые документы для налогового контроля (абзац 4 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ). К таким документам относится расчет дохода, выплачиваемого иностранным организациям. Следовательно, если он не явится, налоговая инспекция вправе наложить на организацию штраф в соответствии с п.1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Информация о доходах иностранных организаций, освобожденных от налога на прибыль, отражается в расчете за период, в котором налоговый агент уплатил такой доход. Это вытекает из пункта 1 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации. Документ, подтверждающий право на льготное налогообложение, указан в строке 160 подпункта 3.2 раздела 3 расчета (п. 8.7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 2 марта 2016 г. № ММВ-7-3. / 115).

Спорные вопросы

При анализе материалов внутренних проверок, в которых рассматривались вопросы налогообложения сделок (операций) с иностранными лицами, ФНС выявила следующие основные вопросы, связанные с наличием налогового нарушения в условиях ст. 312 Налогового кодекса РФ:

  1. Полнота и сроки подачи налогоплательщиками документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранной компании в государстве, с которым Российская Федерация заключила ДИДН.
  2. Законность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода.
  3. Особенности формулировок положений DTT относительно возможности удержания налога в одном из Договаривающихся Государств.
  4. Характеристики налогового статуса некоторых иностранных лиц и возможность применения к ним ДИДН.

С 2021 года налоговые органы в отношении изложенного руководствуются следующим.

Подтверждение постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым РФ заключено СОИДН

Общие требования

Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает материально-правовых критериев и формальных требований к справкам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве в контексте ДИДН. При этом такие документы могут рассматриваться российскими налоговыми агентами и налоговыми органами как должное подтверждение, если они содержат, в том числе:

  • срок действия (не указывается);
  • подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;
  • имя налогоплательщика;
  • указание на то, что это лицо является резидентом или постоянно проживает в рассматриваемой юрисдикции.
  • название DTT (может не указываться);

Если предоставленный им комплект документов, подтверждающих налоговый статус плательщика в иностранном государстве, не соответствует указанным выше критериям, налоговый орган направит плательщику запрос о предоставлении иных документов с обоснованием причин, по которым представленные документы он не может быть приняты во внимание или недостаточны.

В случае игнорирования данного требования налоговый орган вправе отказать в предоставлении льготной ставки или освобождении от удержания при оплате.

Компетентный орган иностранного государства

Вид на жительство должен быть заверен компетентным органом иностранного государства, в полномочия которого, помимо прочего, входит:

  • выдача и заверение сертификата и / или назначение должным образом уполномоченного представителя, ответственного за его выдачу и сертификацию;
  • соблюдение порядка и порядка выдачи справки (бумажной или электронной).

Информация о компетентном органе обычно указывается в положениях статьи «Общие определения» ДИДН.

ПРИМЕР

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Королевством Нидерландов от 16.12.1996 «О предотвращении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в области налога на прибыль и имущество» термин «компетентный орган» «применительно к Нидерландам означает министра финансов или его должным образом уполномоченного представителя.

Период действия и сроки предоставления налоговым агентам сертификатов

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

В справке указывается определенный период, в течение (в течение которого) подтверждается статус налогоплательщика как налогового резидента соответствующего государства Это означает, что документ считается подтверждением налогового резидентства в течение всего обозначенного периода
Документ, подтверждающий налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, не содержит информации о периоде, на который подтвержден статус налогоплательщика Это считается календарным годом, в котором был выдан документ (письма Минфина от 19.08.2015 № 03-08-05 / 47828, от 19.12.2018 № 03-08-05 / 92537, от 15.04.2019 № 03-04-05 / 26553).

Основанием для применения ставок, предусмотренных DTT, является предоставление соответствующих подтверждений со стороны иностранной компании. В том числе — постоянная должность в государстве, с которым заключен налоговый договор, по которому выплачивается доход налоговому агенту до даты выплаты дохода (п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ).

ФНС отмечает, что на практике, однако, нередко сертификат содержит указание:

  • срок выплаты дохода, но он был выдан компетентным органом и / или предоставлен налогоплательщику или налоговому органу, проводящим документальную проверку, после даты выплаты дохода;
  • период до / после периода выплаты дохода.

Следовательно, налоговые органы по результатам проверок (информации) налоговых расчетов по суммам выплаченных иностранным организациям доходов и удержания налогов приходят к выводу, что налоговые агенты незаконно применили льготы, предусмотренные ДИДН.

Согласно дословному толкованию положений п.1 ст. 312 Налогового кодекса РФ, отсутствуют правила, ограничивающие срок действия таких подтверждений в связи с тем, что доход иностранной организации не связан с налоговым периодом. У иностранной организации есть только обязательство подтверждать свой статус до даты выплаты дохода, а не в каждом налоговом периоде.

При этом, если договоры российской компании с иностранными контрагентами являются длительными, наличие справок за периоды до и после момента выплаты дохода не влияет на право избежать двойного налогообложения, предусмотренное правилами международных договоров (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 г по делу № 305-ES14-1210, A40-14698 / 13).

READ  Постановки на учет в наркодиспансер — основания и порядок — статьи «Веримед»

По мнению Агентства по доходам, принимая во внимание вышеизложенное и в соответствии с действующей практикой, отказ финансовой администрации применить преференции, предусмотренные DTT, не может считаться оправданным в случаях, когда представленные сертификаты:

  • содержат указание срока выплаты дохода, но были выданы компетентным органом иностранного государства после даты выплаты дохода и / или представлены после установленного срока (например, вместе с письменными спорами во время аудит дома или в контексте обращения в вышестоящий налоговый орган);
  • содержать указание периодов до и после периода выплаты дохода, если правоотношения являются непрерывными.

В то же время выплата дивидендов (даже если она регулярная) не является длительными правоотношениями. В этом случае требуется справка на каждый налоговый период.

Следовательно, привлечение налоговых агентов к налоговой ответственности согласно ст. 123 НК РФ и начисление санкций в этих случаях необоснованно.

Во всех остальных случаях налоговый агент обязан удержать и перечислить сумму налога на баланс по ставке, указанной в ст. 284 НК РФ в отношении соответствующего вида доходов.

Подтверждение фактического права на доход в связи с непредставлением документов

Из анализа материалов проверки ФНС следует, что отказ налоговой администрации от применения преференций, предусмотренных ДИДН, часто связан с представлением налогоплательщиком «неполной» документации, подтверждающей действующее право на получение дохода иностранных компаний.

В частности, бывают случаи, когда выводы финансового управления основываются на непредставлении подтверждающих писем иностранными компаниями одновременно с представлением других документов, подтверждающих (по мнению плательщика) фактическое право на доход:

  • кредитные договоры / контракты — при уплате процентов;
  • лицензионные соглашения — в случае выплаты роялти.

ФНС предупредила, что позиция налоговых органов не должна основываться на формальном подходе — не рассматривать другие документы, представленные налогоплательщиками, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений ДИДН необходимо проводить проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на преференции — на соответствие его представлению о фактическом собственнике дохода.

В соответствии со сложившейся практикой применения понятия лица, имеющего эффективное право на доход (письма ФНС от 28.04.2018 № ЦА-4-9 / 8285, от 06.05.2019 № от 09.04.2018 г. / 2014 № 03-00-RZ / 16236 от 27.03.2015 № 03-08-05 / 16994), иностранная компания признается технической компанией с признаками «хорошего поведения», если:

  • транзитный характер платежей;
  • нет операций, вызывающих экономическую активность;
  • бизнес не связан с финансовыми и другими рисками, свойственными бизнес-деятельности;
  • не получает выгоды от продажи (использования) дохода;
  • бизнес иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (корпоративного назначения);
  • сотрудники неэффективно осуществляют контроль и управление.

При анализе серии представленных документов, подтверждающих действующее право на доход, налоговый орган также должен учитывать характер произведенных платежей. Так, например, при выплате роялти достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода без соответствующего подтверждающего письма от иностранного контрагента.

Основываясь только на формальном подходе, выводы налогового органа о том, что иностранная компания не имеет статуса фактического получателя дохода, которые не подтверждаются адекватными доказательствами и анализом профиля иностранной компании, не могут считаться разумными.

Какие доходы нужно отразить

При расчете налогов указать доходы, выплачиваемые иностранным организациям, которые указаны в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязанность завершить расчет не зависит от того, должен ли налоговый агент удерживать подоходный налог с этих доходов. Это следует из абзацев 2-4 пункта 8.7 Порядка составления расчета, утвержденного приказом ФНС России от 2 марта 2016 г. ММВ-7-3 / 115.

Способы сдачи

Расчет доходов, выплачиваемых иностранным организациям, может быть представлен в инспекцию:

  • на бумаге (например, через уполномоченного представителя организации или по почте);
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год (во вновь созданных или реорганизуемых организациях за месяц создания или реорганизации) превышает 100 человек, то расчеты могут быть отправлены таким способом только в текущем году. Это также относится к организациям, классифицируемым как крупнейшие вкладчики. Они должны подавать налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Внимание: за несоблюдение установленного способа подачи налоговой декларации в электронном виде предусмотрена налоговая ответственность. Размер штрафа составляет 200 рублей за каждое нарушение. Об этом говорится в статье 119.1 Налогового кодекса РФ.

Вопрос ответ

Нюансы применения международных договоров

Как мы уже говорили, международный договор, заключенный с государством, на территории которого находится ваш иностранный партнер, может предусматривать пониженные ставки налога на прибыль или освобождение от налогообложения в Российской Федерации. Но чтобы воспользоваться международной привилегией, необходимо, чтобы во время выплаты дохода иностранная организация представила вам документ, подтверждающий ее постоянное местонахождение в этом государстве, заверенный компетентным органом (статья 7, абзац. 4, абзац 2, абзац 3 статьи 310, абзац 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации).
Компетентный орган — это орган, названный так в соответствующем международном соглашении. Такими органами соглашения, как правило, называются министры финансов и руководители налоговых органов (их полномочные представители). Документы, выданные другими юридическими лицами и организациями для целей налогообложения, не подтверждают резидентство иностранца (пункт 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации; пункт 5.3 раздела II Методических рекомендаций; Письмо Министерства Российской Федерации Финансы России от 25 июня 2010 г. N 03-03-06 / 1/431; Письма ФНС России по г. Москве от 17.03.2010 N 16-12 / 027377, от 19.05.2009 N 16-15 / 049833, от 21.04.2009 N 16-15 / 038742; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 9999/10).
Обращаем ваше внимание, что если подтверждение оформлено на иностранном языке, потребуется его перевод на русский язык (п.1 статьи 312 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, налоговый инспектор может предъявить дополнительные требования к документу, подтверждающему резидентство иностранного контрагента, в частности, требуя, чтобы:
(или) документ легализован (подлинность подписи, печати и штампа удостоверена в дипломатическом или консульском представительстве Российской Федерации в государстве, орган власти которого выдал документ) (п. 5.3 раздела II Методических указаний) рекомендации; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2005 г. N 990/05; Письмо ФНС России по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12 / 72977);
(или) на документ был проставлен апостиль, если документ исходит от властей государства, присоединившегося к Гаагской конвенции (которая отменяет обязательство легализовать официальные иностранные документы) (Заключено в Гааге 10 мая 1961 г.) , вступил в силу для России 31.05.1992). Но здесь необходимо учитывать следующее.
Во-первых, была достигнута договоренность с некоторыми государствами о приеме документов без проставления апостиля и консульской легализации. Перечень таких государств приводится отдельными письмами Минфина (Письма Минфина России от 17.06.2010 N 03-08-13, от 09.10.2008 N 03-08-05 / 2; Письма Минфина России от 17.06.2010 N 03-08-13, от 09.10.2008 N 03-08-05 / 2; ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08 / 5988; Письмо ФНС России по Москве от 21.12.2010 N 16-15 / 133937@).

Для справки
Перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, действующих с 1 января 2011 года, изложен в Письме Минфина России от 23.03.2011 N 03-08-05 и опубликован в на сайте Службы Федеральной налоговой службы России nalog.ru в разделе «Международное сотрудничество».

Во-вторых, Минфин рекомендовал принимать документы без апостиля, указав, что иностранные государства именно этим и занимаются (Письма Минфина России от 01.07.2009 N 03-08-13, от 05.10.2004 N 03-08- 07). Таким образом, если документ оформлен на официальном бланке компетентных органов иностранных государств и подписан официальными уполномоченными лицами, он не требует апостиля и легализации.
Мы решили уточнить позицию Минфина по данному вопросу на данный момент.

Из надежных источников
Плужникова Светлана Викторовна, заместитель начальника отдела международного налогообложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
«На сегодняшний день эта проблема не решена полностью. Есть договоренности только с несколькими странами: Республикой Беларусь, Украиной, Республикой Молдова, Республикой Казахстан, Республикой Узбекистан, Республикой Кыргызстан, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Словацкая Республика, Федеративная Республика Германия.
Подтверждения постоянного проживания (проживания), выданные уполномоченными органами указанных стран, принимаются без апостиля.
ФНС России отвечает за обмен информацией в рамках межправительственных соглашений во избежание двойного налогообложения. И мы надеемся, что работа над этим вопросом будет продолжена».

Если ваш иностранный коллега является резидентом государства, с которым у России нет соглашений, лучше всего получить апостиль, чтобы снизить налоговые риски. Даже если проставляется после выплаты дохода (Постановление ФАС МО от 30.07.2009 N КА-А40 / 6945-09; ФАС ДВО от 25.07.2008 N F03-A59 / 08-2 / 2798);
(o) в документе указан конкретный период, на который подтверждено постоянное проживание. Если не указано иное, регулирующие органы считают, что резидентство подтверждено на тот календарный год, в котором был выдан документ (п. 5.3 раздела II Методических рекомендаций; Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-03. -06 / 2/87, от 21.07.2009 N 03-08-05, от 01.04.2009 N 03-08-05, от 09.10.2008 N 03-08-05 / 1, от 21.08.2008 N 03-08 -05 / 1, от 16.05.2008 N 03-08-05, от 12.03.2008 N 03-08-05, от 04.06.2007 N 03-08-05; Письмо ФНС России по г. Москве от 12.12.2006 N 20-12 / 109629). Кстати, суды, как правило, не принимают во внимание этот довод (Постановление ФАС ЗСО от 17.05.2011 по делу № КА-А40 / 977-11). Например, в одном из Постановлений суд установил, что место жительства иностранной организации в 2007 году было установлено на основании подтверждения от 7 февраля 2006 года и подтверждения сохранения статуса в 2009 году (Delibera del FAS MO of 7 апреля 2011 г. N KA-A41 / 2465-11).

READ  Условия подписания и нюансы важные для принципала в агентском договоре

Особенности уплаты налога в отдельных случаях

Положения ДИДН не дают налогоплательщикам права произвольно выбирать между уплатой соответствующего подоходного налога в России или на территории другого государства соглашения.

Наличие в нескольких СДН слов о том, что доход, происходящий из одного Договаривающегося Государства и выплачиваемый резиденту другого Договаривающегося Государства, «подлежит налогообложению в этом другом Государстве», и в то же время фраза «также подлежит налогообложению в Договаривающемся Государстве, в котором он исходит »означает, что государство, налоговый резидент которого является получателем дохода, имеет неограниченное право взимать налог с этого вида дохода.

В то же время данное правило сохраняет возможность взимания налога в Российской Федерации как источника дохода, ограничивая максимальный размер применяемой налоговой ставки в этом случае. То есть двойное налогообложение устраняется путем частичного освобождения доходов от сбора налогов в России.

При этом участники сделок не вправе по своему усмотрению выбирать, в каком из штатов уплачивать налоги (пункт 9 Обзора судебной практики разрешения споров, касающихся защиты инвесторов утверждена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 июля 2017 г).

Неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль иностранных организаций из источников в Российской Федерации является основанием для:

  • доначисление налога на прибыль иностранных организаций;
  • привлечь агентов к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 Налогового кодекса РФ;
  • начисление санкций.

Порядок исчисления и удержания налога

Если вам необходимо рассчитать и удержать российский подоходный налог из дохода, который вы будете платить иностранцу, вам необходимо правильно определить налоговую базу и своевременно перечислить налог в бюджет.

Определяем налоговую базу

В большинстве случаев налоговой базой является выплачиваемая сумма дохода. Поэтому рассчитать налог несложно: необходимо сумму дохода умножить на соответствующую ставку (п. 3 ст. 247, п. 1 ст. 274, п. 3 статьи 275, п. 1, 4 ст. 286). Налогового кодекса РФ).
Но есть и операции, налоговая база которых определяется как прибыль за вычетом понесенных расходов (п.1 ст. 310 Налогового кодекса РФ):
— продажа недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, или акций российских предприятий, активы которых составляют 50% от такого недвижимого имущества (п. 4 ст. 309 Налогового кодекса РФ). Расходы на приобретение недвижимости или акций определяются в порядке, установленном ст. Изобразительное искусство. 268 и 280 Налогового кодекса РФ;
— сдаваемое в аренду имущество (пп. 7 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ). В расходы арендодателя входит стоимость предмета лизинга;
— передача организацией иностранному участнику имущества, в частности, при ликвидации организации или выходе иностранца из ООО. Доход облагается налогом только в той мере, в какой он превышает размер взноса иностранного участника в уставный капитал (п. 1 п. 2 ст. 43, п. 2 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ; Письма Минфина России от 01.11.2010 N 03-08-05, от 03.08.2010 N 03-03-06 / 1/519; Письмо ФНС России по г. Москве от 30.10.2008 N 20 — 10.12.1953).
Эти расходы учитываются только в том случае, если на дату выплаты дохода у вас есть подтверждающие их документы (в частности, договор купли-продажи недвижимости, платежные документы и т.д. (Письмо Минфина России) от 19.04.2011 N 03-08-05)).
Расходы рассчитываются в той же валюте, в которой выплачивается выручка (при необходимости, они пересчитываются по официальному курсу (кросс-курсу) ЦБ РФ на дату их осуществления) (п. 5 ст. 309). Налогового кодекса РФ).

Держим и платим налоги

Подоходный налог рассчитывается в валюте, в которой вы будете платить доход. Но перечислять в бюджет нужно в рублях по курсу ЦБ РФ на дату перечисления. При этом это необходимо сделать не позднее рабочего дня, следующего за днем ​​выплаты иностранцу дохода (п. 5 ст. 45, п. 2, 4 ст. 287, п. 1 ст. 310 Налогового кодекса России. Федерация).
Проблема может возникнуть, если доход выплачивается натурой или если ваше обязательство перед иностранцем решается неденежным способом, например, путем зачета встречного иска.
Налоговый кодекс РФ также обязывает в такой ситуации перечислить налог в бюджет, тем самым уменьшив неденежный доход иностранной компании (п. 3 ст. 309 п. 1 ст. 310 Налогового кодекса РФ) но как это сделать? В конце концов, даже если, например, мы предоставим иностранцу меньше товаров, чем мы должны по бартерному контракту, мы не получим от этого денег.
Теоретически можно сослаться на то, что налог удерживается только с денег, уплаченных иностранцу (п. 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Да, и ВАС РФ пояснил, что штрафовать агента за неперечисление налога (ст.123 Налогового кодекса РФ) можно только в том случае, если у него была возможность удержать соответствующую сумму из деньги, выплаченные иностранцу. Это означает, что достаточно письменно проинформировать налоговый орган о невозможности удержания налога (абзац 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ).
Но эти аргументы могут не работать. И финансовая администрация, и суд исходят из того, что, как только обязательство установлено, оно должно быть выполнено. Таким образом, судья недавно признал взыскание штрафом по ст. 123 НК РФ организацией, не осуществившей перечисление налога на прибыль иностранца в связи с тем, что обязанность по уплате ему процентов была указана в переводном векселе (Постановление ФАС ВВО от 18.08.2010 г по делу № A28-20189 / 2009).
Так называемые налоговые оговорки в контрактах помогут избежать подобных проблем. Все, что нужно сделать, это написать, что цена контракта увеличена на сумму налогов, подлежащих уплате иностранной организации на территории Российской Федерации. Тогда вы будете четко знать, сколько вы должны иностранцу, а сколько — государству.

Необлагаемые доходы иностранной организации

К доходам иностранцев, не облагаемым российским подоходным налогом у источника выплаты — российской организации, относятся доходы (п. 2 ст. 309 Налогового кодекса РФ):
— от продажи недвижимости (за исключением недвижимости, находящейся на территории Российской Федерации, и акций российских компаний, активы которых составляют более 50% такой недвижимости);
— от продажи имущественных прав;
— от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации.
При этом данные операции не должны приводить к образованию постоянного представительства иностранного аналога в Российской Федерации.
Основываясь на такой формулировке налогового кодекса, налоговые инспекторы часто считают, что если бизнес привел к созданию постоянного представительства, но иностранец не зарегистрировался для постановки на налоговый учет в России, то необходимо выступить в качестве налогового агента. Однако это не так. Вам не нужно выяснять для себя, привела ли деятельность вашего иностранного партнера к созданию постоянного представительства и зарегистрирован ли иностранец. Поскольку в случае создания постоянного представительства иностранная организация признается независимым плательщиком российского налога на прибыль независимо от того, зарегистрирована она в налоговых органах или нет. Это означает, что вы не являетесь налоговым агентом. При отсутствии постоянного представительства вы не являетесь налоговым агентом в силу п. 2 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации и от вас не требуется представление каких-либо документов, подтверждающих статус иностранца (п. 7.1 раздела II Методических рекомендаций; п. 3 статьи 306, пп. 5, 6, 8 статьи 307 ГК РФ). Налогового кодекса Российской Федерации; Постановления ФАС Дальневосточного управления от 18.05.2009 N Ф03-1968 / 2009; ФАС МО от 09.03.2007, 15.03.2007 N КА-A40 / 1507-07-П).
Кстати, если иностранная компания выполняет для вас работу (оказывает услуги) или продает вам товары за границу, выплаты ей не признаются доходом из источников в РФ и удерживать с них подоходный налог не нужно (п.1 пункта 1 статьи 246 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации, Письма Минфина России от 24.11.2010 N 03-08-05, от 31.03.2010 N 03-08-05, от 01.10.2008 N 03-08-05; Письма ФНС России по Москве от 09.02.2011 N 16-15 / 011766 @, от 03.12.2010 N 16-15 / 127254 @, от 12.11.2010 N 16-15 / 118318@).

Источники

  • http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/nalog_na_pribyl/kak_sostavit_i_sdat_raschet_informaciju_o_dokhodakh_vyplachennykh_inostrannym_organizacijam/2-1-0-2898
  • https://buhguru.com/uplata-nalogov/kak-fns-kontroliruet-vyplatu-dohodov-inostrannym-kompaniyam.html
  • https://nalog-nalog.ru/nalog_na_pribyl/nalogovyj_agent_nalog_na_pribyl/nalogovyj_raschet_vyplachennyh_inostrannym_organizaciyam_summ/
  • http://www.pnalog.ru/material/dohody-inostrannoy-organizacii-nalogi-otchetnost

[свернуть]